Международные исследования

Международные сравнительные исследования по оценке качества образования имеют большое научное и практическое значение. Совместно с ведущими специалистами мира разрабатываются методики исследований по проведению кросс-национальных исследований по оценке учебных достижений школьников, по разработке инструментария исследований, по формированию репрезентативной выборки учащихся, по обработке и анализу результатов исследования. Международный инструментарий экспериментально проверяется и адаптируется к условиям каждой страны.

На основе результатов исследований готовятся аналитические обзоры о состоянии системы образования в России по сравнению с другими странами.

Международное сравнительное мониторинговое исследование качества математического и естественнонаучного образования TIMSS (TIMSS – Trends in Mathematics and Science Study) является одним из самых представительных исследований по средней школе, в нем приняли участие 425000 учащихся из 59 стран. Россию в исследовании представляли учащиеся 58 регионов страны: 4464 выпускника начальной школы из 206 образовательных учреждений и 4472 учащихся 8 класса из 210 общеобразовательных организаций.

Для России исследование TIMSS является первым мониторинговым исследованием в области общего образования, которое позволяет проследить тенденции развития математического и естественнонаучного общего образования с 1995 года.

Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития ОЭСР (OECD – Organization for Economic Cooperation and Development). Цель исследования, как отражено в документах проекта, оценить, обладают ли учащиеся, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми для полноценного функционирования в обществе. Дополнительно к оценке образовательных достижений изучается влияние на эти достижения различных факторов, связанных с учащимися и их семьями, школой и образовательными возможностями, существующими вне школы.

Международное исследование качества чтения и понимания текста PIRLS (англ. Progress in International Reading Literacy Study) — это программа, организованная Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA. Данное исследование позволяет сравнить уровень и качество чтения и понимания текста учащимися начальной школы в различных странах мира, а также выявить различия в национальных системах образования.

Исследование проводится циклично — один раз в пять лет, и к настоящему времени проведено три раза: в 2001, 2006 и 2011 годах. Следующее исследование будет проводиться в 2016 году.

В России данное исследование осуществляется Центром оценки качества образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования при активном участии Министерства образования и науки РФ и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

Методика исследования

В данном исследовании проверяют знания учащихся, заканчивающих четвёртый класс начальной школы, так как именно четвёртый год обучения считается важной вехой в развитии детей — к этому моменту учащиеся должны овладеть чтением до такой степени, чтобы оно стало средством их дальнейшего обучения.

Во всех странах отбор школ проводится вероятностным методом из списка всех школ страны с учётом числа учащихся обследуемой параллели в данной школе. В России формирование выборки школ для участия в исследовании включало два этапа: выбор регионов и выбор школ.

Инструментарий

В исследовании PIRLS оцениваются два вида чтения, которые чаще других используются учащимися во время учебных занятий и вне школы:

- чтение с целью приобретения читательского литературного опыта;

- чтение с целью освоения и использования информации.

В соответствии с концептуальными положениями исследования при чтении художественных и информационных (научно-популярных) текстов оцениваются четыре группы читательских умений:

- нахождение информации, заданной в явном виде;

- формулирование выводов;

- интерпретация и обобщение информации;

- анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Международное исследование и рейтинг качества образования по граждановедению в разных странах мира.

Рейтинг качества образования по граждановедению в разных странах мира проводится под контролем и руководством International Association for the Evaluation of Educational Achievement (IEA), международной независимой организацией, проводящей сравнительные исследования качества школьного образования по основным дисциплинам в разных странах мира уже более 50 лет.

Рейтинг качества образования по граждановедению в мире ICCS - мониторинговое исследование, отслеживающее изменения в уровне подготовки 8 -классников и национальных школьных программ по граждановедению.

Задача международного сравнительного исследования ICCS состоит в исследовании того, насколько школьники разных стран мира готовы стать гражданами. Рейтинг качества образования по граждановедению демонстрирует уровень знаний и понимания учащимися их роли в гражданском обществе, их отношение к гражданству и гражданскому долгу. ICCS анализирует принятые в разных странах практики обучения, классного руководства, управления школами и создания школьного климата.

Принимающие участие в рейтинге качества образования по граждановедению в мире ICCS школьники, должны выполнить задания теста по оценке уровня знаний (когнитивный тест), пройти тест на восприятие гражданских и правовых явлений, а также заполнить анкету с биографической информацией, сведениями о своих семьях и занятиях в школе и вне ее. Когнитивный тест состоит из вопросов с предлагаемыми альтернативными ответами и вопросов для свободно конструируемых ответов. Задания посвящены широкому кругу гражданских и правовых тем.