Национальные исследования качества образования

Национальные исследования качества образования (НИКО) предусматривают проведение регулярных исследований качества образования по отдельным учебным предметам, на конкретных уровнях общего образования, каждое из которых представляет собой отдельный проект в рамках общей программы.

Национальные исследования качества образования проводятся с 2014 года и на настоящий момент охватывают 2 уровня образования в РФ:

  • дошкольное образование (мониторинг качества дошкольного образования(МКДО);
  • школьное образование (НИКО).

МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (МКДО) призван создать информационные условия для управления качеством образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в сфере дошкольного образования (далее – ДОО), выполнения требований нормативно-правовых актов РФ, сформировать надежную основу для инициатив, направленных на устойчивое развитие ДОО и системы дошкольного образования РФ в целом.

 

Задачи регионального мониторинга качества дошкольного образования:

  • Совершенствование образовательной политики и нормативно-правовой базы региональной системы дошкольного образования.
  • Разработка и реализация целевых проектов, направленных на совершенствование региональной системы дошкольного образования, снижение рисков и эффективное использование возможностей, выявленных в ходе регионального МКДО, предотвращение нарушений требований нормативно-правовых актов дошкольного образования.
  • Выявление, сбор и анализ лучшей практики региональной системы дошкольного образования для предоставления информации о ней широкому кругу заинтересованных лиц. Определение списка региональных инновационных и стажировочных площадок для реализации лучших практик дошкольного образования.
  • Совершенствование системы управления качеством в сфере региональной системы дошкольного образования. Формирование и развитие механизмов управления качеством региональной системы дошкольного образования.
  • Разработка и корректировка программ развития образования, целевых показателей развития образования на региональном уровне.
  • Совершенствование процедур и повышение качества лицензионного контроля за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность в сфере дошкольного образования.
  • Внесение изменений в инструментарий лицензионного контроля за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность в сфере дошкольного образования с учетом процедур МКДО, использование результатов МКДО в качестве основы для проведения лицензионного контроля.
 

Использование комплекса измерительных материалов, предложенных в рамках Инструментария МКДО, позволит собрать актуальную и значимую, разностороннюю и комплексную информацию о качестве региональной системы дошкольного образования; учесть мнение всех основных групп заинтересованных лиц, получить представление о вкладе разных участников образовательных отношений (педагогов ДОО, администрации ДОО, учредителей ДОО, муниципальных и региональных органов управления образованием) в качество дошкольного образования, доступного детям в каждом ДОО; зафиксировать и учесть в дальнейшем риски и возможности развития дошкольного образования в регионе (рис. 1).

 

Рисунок 1. Схема многоуровневого мониторинга качества дошкольного образования

 

Использование Инструментария МКДО позволит оценить качество образовательной среды ДОО силами внутренней рабочей группы ДОО, выявить группу со средним для ДОО уровнем качества (типичную группу) и проверить ее качество с привлечением внешнего эксперта.

Привлечение родителей к оценке качества дошкольного образования в ДОО позволит получить более объективную картину.

В итоге предложенная система позволит собрать, обработать, систематизировать и проанализировать собранную информацию в разрезе показателей качества, единых для всех уровней системы дошкольного образования РФ, необходимых для получения целостного представления о качестве дошкольного образования в регионе; открывает широкий доступ к результатам мониторинговых мероприятий для принятия взвешенных и обоснованных решений в области развития качества региональной системы дошкольного образования, совершенствования его нормативно-правовой основы, своевременного применения мер по предупреждению и/или минимизации негативных последствий, а также максимального использования имеющихся возможностей.

Разработанный комплекс материалов для проведения МКДО позволяет повысить точность, надежность, валидность проводимых измерений качества дошкольного образования. При этом широкий спектр разработанных измерительных материалов, включенных в комплекс (анкеты, опросники, листы самооценки, шкалы комплексного мониторинга качества дошкольного образования) предоставляет региону возможность выбирать уровень точности измерений (низкий, средний, высокий) в зависимости от целей и задач мониторинга, а также в зависимости от ресурсов, доступных для осуществления мониторинга.

Национальные исследования качества образования (НИКО) предусматривают проведение регулярных исследований качества образования по отдельным учебным предметам, на конкретных уровнях общего образования, каждое из которых представляет собой отдельный проект в рамках общей программы.

Цели проведения НИКО:

·  развитие единого образовательного пространства в Российской Федерации;

·  совершенствование механизмов получения достоверной и содержательной информации о состоянии различных уровней и подсистем системы образования, в том числе с учетом введения ФГОС;

· развитие информационно-аналитической и методологической базы для принятия управленческих решений по развитию системы образования в Российской Федерации;

·  содействие эффективному внедрению ФГОС;

·  содействие процессам стандартизации оценочных процедур в сфере образования.

Каждый проект, реализуемый в рамках программы НИКО, имеет свои предмет исследования, цели и задачи, соответствующие актуальным направлениям развития системы образования, и является отдельным исследованием в области оценки качества образования.

В рамках каждого проекта предусматривается проведение среди обучающихся в организациях общего образования диагностических работ по отдельным учебным предметам или группам учебных предметов, сбор широкого спектра контекстных данных, непосредственно характеризующих процесс обучения в образовательных организациях, а также анкетирование участников исследования.

Диагностические работы выполняются участниками исследований в присутствии организаторов и независимых (от образовательных организаций, в которых проводятся процедуры исследований) наблюдателей. 

Каждый проект НИКО реализуется на основе единой для всех участников организационно-технологической схемы, определяемой спецификой этого проекта. В частности, могут применяться технологии, основанные на использовании машиночитаемых бланков ответов, а также технологии компьютерного тестирования.

Для реализации каждого проекта составляется план-график его проведения с указанием мероприятий, сроков и ответственных.

Результаты каждого проекта программы НИКО могут быть использованы:

· На федеральном уровне – для формирования направлений государственной политики в области общего образования и разработки конкретных мер по реализации сформированных направлений;

· На региональном и муниципальном уровне – для разработки методических рекомендаций по совершенствованию преподавания учебных предметов, для совершенствования программ повышения квалификации учителей;

· Образовательными организациями – для совершенствования преподавания учебных предметов на основе методических рекомендаций, для повышения квалификации учителей;

· Родителями и детьми – для повышения информированности, развития моделей родительского оценивания, принятия обоснованных решений о выборе образовательной траектории ребенка.