Исследование компетенций учителей

Цели и задачи исследования «Оценка и развитие компетенций учителя на разных этапах его профессиональной карьеры» является одним из важнейших направлений государственной политики в сфере образования. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 (п. 5 б) Правительству Российской Федерации при разработке национального проекта в сфере образования исходить из того, что к 2024 году необходимо обеспечить внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50 процентов учителей общеобразовательных организаций.

Результаты проведенных в 2016-2017 гг. исследований показали, что на территории Российской Федерации отсутствует единая система присвоения квалификационных категорий. При этом в Российской Федерации значительная доля учителей (от 10 до 20%) не обладает уровнем предметной и методической подготовки, достаточной для выполнения своих профессиональных обязанностей.

Наличие перечисленных проблем приводит к возникновению принципиальных сложностей с формированием педагогических коллективов и организацией учебной и методической работы на должном уровне. Таким образом, одной из актуальных задач развития системы общего образования является построение системы оценки компетенций учителей, развитие методологии уровневой оценки, позволяющей более качественно и эффективно организовать работу в педагогическом коллективе, а также расширение формируемой методологии на больший круг учебных предметов и предметных областей.

Цели исследования: – изучение уровня владения предметными и методическими компетенциями учителями, обеспечивающими предметные результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего и/или среднего общего образования по всем учебным предметам/предметным областям.

Задачи исследования:

  •  апробация модели уровневой оценки компетенций учителей и ее совершенствование;
  • разработка оценочных материалов для использования в оценке предметных и методических компетенций учителей, обеспечивающих предметные результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего и/или среднего общего образования по всем учебным предметам/предметным областям;
  • разработка методики проведения экспертного анализа предметных и методических компетенций учителей;
  • организация и проведение исследования предметных и методических компетенций учителей на основе разработанных оценочных материалов;
  • анализ результатов исследования предметных и методических компетенций учителей;
  • разработка рекомендаций по использованию результатов исследования предметных и методических компетенций учителей.

C 30 сентября по 05 октября 2020 года в Ростовской области проводится апробация модели оценки компетенций работников общеобразовательных организаций (апробация Модели).

Участниками апробации Модели являются работники 66 общеобразовательных организаций из 17 муниципалитетов Ростовской области:

201 учитель начальных классов общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам общего образования;

132 руководителя (директора, заместители директоров) общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам общего образования.

В октябре 2018 года в Ростовской области проводится апробация инструментария для формирования национальной системы учительского роста и определения (уточнения) подходов к оценке компетенций учителей на основе единых федеральных оценочных материалов.

В исследовании принимают участие 500 учителей из 125-и школ по основным школьным предметам: «Русский язык и литература», «Математика и информатика», «История», «Обществознание» и других. В результате можно будет определить уровень знаний педагогов по преподаваемому предмету, его истории и месту в мировой культуре и науке. Часть заданий поможет узнать как учитель владеет методикой преподавания, видами и приемами современных педагогических технологий.

В ходе исследования учителя будут выполнять специальные задания по материалам, разработанным на федеральном уровне. По технологии процедура очень похоже на ЕГЭ: задания скачиваются и распечатываются непосредственно перед началом работы, сама работа лимитирована по времени, затем - сбор, сканирование и загрузка на специальный портал в сети Интернет. Так что учителя, проходящие сегодня это исследование, в какой-то степени сами окажутся в статусе своих учеников, сдающих выпускной экзамен.

Наряду с заданиями в рамках исследования учителя отвечают на вопросы анкеты, часть которых направлена на выявление психолого-педагогических аспектов деятельности современного учителя.