Оптимизация работы с общеобразовательными организациями: статус школы и степень включения в деятельность РДШ (опыт Ростовской области)

Образовательный комплекс Ростовской области входит в перечень крупнейших в Российской Федерации и включает в себя более  3 тысяч  образовательных организаций, в том числе 1138 общеобразовательных  организаций.

Учитывая высокий интерес юных дончан к Российскому движению школьников, все большее число общеобразовательных организаций заявляют о намерении включиться в деятельность РДШ.  

  С целью эффективного развития деятельности Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» и оптимизации работы по взаимодействию с общеобразовательными организациями региона минобразованием Ростовской области принято решение о разработке  региональной системы развития и поддержки единой детской организации и  общеобразовательных организаций, на базе которых реализуются программы и проекты РДШ.

Учитывая расширение сети школ-участниц РДШ, их различную материально-техническую базу и собственные традиции воспитательной работы важной задачей  стало для нас направленное развитие РДШ в донских школах.

Современный школьник самостоятельно принимает решение интересно ему или нет развиваться с РДШ.  Школа, готовая стать частью системы Российского движения школьников, должна создать необходимые условия, чтобы ребенок мог легко сориентироваться в выборе направления деятельности и воспользоваться возможностями, которые сегодня предлагает РДШ.  Наличие этих условий стимулирует интерес обучающегося к движению и значительно влияет на вовлеченность школьников в деятельность РДШ.

Предлагается определять соответствующий статус общеобразовательных организаций зависящий  от степени участия в деятельности РДШ:

Информированные – общеобразовательные организации, в которых администрация, педагогический коллектив и обучающиеся «знают» о деятельности Российского движения школьников. На сегодняшний день к ним можно отнести почти все школ региона.

 В Ростовской области регулярное информирование о деятельности РДШ ведется с 2016 года.  Работа с администрациями районов и городов: все муниципальные образования Ростовской области, которые участвуют в деятельности РДШ, к апрелю 2018 года  будут оснащены наружной рекламой движения – такое важное решение приняли органы исполнительной власти региона  с ответ на решение коллег включить город Ростов-на-Дону в перечень городов, оснащенных наружной рекламой РДШ за счет федеральных средств.  Это высокая степень доверия, уважаемые коллеги. Областные семинары  и коллегии для пед сообщества, тесная работа с пресс-службой региона, портал регионального отделения РДШ, презентационные мероприятия в школах все это работает на повышение уровня информированности населения донского края.

 Учитывая, что донские школы имеют многолетние хорошие традиции воспитательной работы,  к включению в деятельность  РДШ они стараются подходить без спешки, основательно. Решающее слово остается за школьным сообществом и в первую очередь за администрацией, и если даже школа принимает решение развивать собственное детское объединение, о возможностях которые открываются с РДШ они определенно знают и в решающий момент могут ими воспользоваться.

Вовлеченные - общеобразовательные организации, в разной степени участвующие в деятельности РДШ.  Это школы на базе которых может вестись деятельность РДШ  по одному или более направлениям. Сформирован детский актив, определён ответственный педагог, проводятся определенные мероприятия под эгидой движения.

В то же время, это школы материально-технические или кадровые ресурсы которых могут стать  барьерами для органичного развития детской организации.

В данную категорию так же, предлагается отнести и те школы, которые могут работать с РДШ по принципу «за компанию», а так же школы в которых есть активные дети (победители региональных и федеральных конкурсов РДШ или дети, которые участвуют в деятельности РДШ на базе центров дополнительного образования), но при этом школа не заявила о намерении развивать на своей базе РДШ и не имеет соответствующих условий для поддержки Движения.

Реализующие - общеобразовательные организации, успешно завершившие апробацию деятельности РДШ на базе школы в рамках пилотного проекта, а так же школы, активно включившиеся в реализацию программ и проектов РДШ после его завершения. 

Это школы, в которых реализована федеральная модель школы РДШ, которые активно работают с партнерскими организациями, создают яркие информационные поводы, школы в которых жизнь РДШ действительно «кипит». 

Данные общеобразовательные организации вносятся в реестр организаций с которыми активно взаимодействует региональное отделение РДШ. Перечень доступен на официальном портале регионального отделения. На сегодняшний день это более 150 школ в 38 муниципальных образованиях Ростовской области.

Транслирующие - общеобразовательные организации, на базе которых  реализуются все направления деятельности движения и создаются собственные проекты в рамках РДШ.

Информационная повестка таких школ состоит на 80-90% из мероприятий федерального и регионального  плана деятельности Российского движения школьников. Школы, материально-техническая база которых позволяет предоставить собственное помещение для сбора актива, атрибутику и символику, имеющие собственные методические наработки и результативность в проектах РДШ регионального и федерального уровня. Возможные претенденты на ТОП-500 школ Российского движения школьников.

Таких школ в Ростовской области  7 – это наши помощники, в реализации крупных региональных проектов. Именно они взяли шефство над школами-новичками из соседних близлежащих территорий. Например, гимназия «Юнона» города Волгодонск поддерживает школы Дубовского, Волгодонского, Зимовниковского и Цимлянского районов, выступает ресурсным центром поддержки РДШ.    

Данная  практика предлагает  четыре статуса общеобразовательных организаций и четыре разные модели взаимодействия со школами.  Принцип  формирования на базе школ  условий  для свободного включения и выбора направления обучающихся в деятельности РДШ является основополагающим.  Это позволит правильно распределить наши ресурсы и верно сформировать ожидания от совместной работы, опираясь в первую очередь на намерение  школы включиться в деятельность РДШ. 

 

Автор:

Региональный координатор РДШ по Ростовской области
Поляничко Н. Е.