Материалы для проведения акции «Лето с РДШ» в рамках работы пришкольных лагерей

План мероприятия «Лето с РДШ», для участников 13-17 лет

Цель – информирование о деятельности РДШ, командообразование и мотивация к участию в проектах РДШ.

Работа состоит из двух этапов – установочная работа в команде и веревочный курс.

 

Работа в группах

Приветственное слово ведущих. Постановка целей работы в группе: познакомиться друг с другом и Российским движением школьников.

 

Упражнение «Биг-Мак»

Инструкция. Организуйте большой круг. Разбейте команду на пары и попросите каждую пару выбрать словосочетание из двух слов, которые традиционно употребляются вместе (например, один партнер говорит: «Биг»,— другой: «Мак»; один: «Ореховые»,— другой: «Масло» и т. д.). Затем объясните, что по условиям игры, нужно закрыть глаза и не открывать их до конца события, и, кроме того, можно произносить только свое выбранное слово. Теперь ведущий перемешивает команду так, чтобы партнеры были далеко друг от друга. Партнеры с закрытыми глазами, выкрикивая свое слово, находят друг друга. Как только пара воссоединилась, отведите ее с пути тех, у кого глаза еще закрыты. По завершению задания, каждая пара сообщает всем участникам свое словосочетание.

Рефлексия

Расскажи о своих ощущениях.

Уметь слышать друг друга, очень важное качество всех членов команды. Именно оно является решающим, когда вашей команде необходимо выполнить очень важное и срочное дело, готовы проверить, как вы научились понимать друг друга?

 

Упражнение «Фигура»

Для выполнения следующего упражнения нужно, чтобы вся группа встала в круг. Возьмитесь за руки и встаньте так, чтобы образовался правильный круг. Теперь закройте глаза и, не размыкая их, постройте квадрат, упражнение выполняется в полной тишине.

Откройте глаза. Как вы считаете, вам удалось выполнить задание?

Выслушиваем ответы, но не комментируем их.

Сейчас я предложу вам в таких же условиях построить другую фигуру. Сможете построить ее за более короткое время? Хорошо. Предлагаю повторить эксперимент. Закрываем глаза. Ваша задача построить равносторонний треугольник.

Рефлексия

Вы довольны результатом группы?

Какие факторы оказывали влияние на успешность выполнения задания?

На какие из этих факторов вы могли повлиять?

 

Упражнение на знакомство «Кельтское колесо» (7 минут)

Есть люди дела, есть любители порядка, есть люди творчества, а есть те, кто любит теплые отношения и комфорт. В форме якобы кельтской легенды участникам предлагается отнести себя к тому или иному типу, сделать рекламу своих особенностей и задуматься о развитии других, дополняющих этому типу качеств.

Итак, по легенде древних кельтов все люди делятся по сторонам света.

Люди с Севера - это люди действия. Лидеры, которые делают дело. Люди, которые идут к цели любыми путями, не оглядываясь на средства.

Люди с Запада - это люди расписаний, расчетов, точности, дисциплины.

Люди с Востока - это люди творчества. Много идей, но при этом они не всегда занимаются их реализацией.

Люди с Юга - обеспечивают теплые отношения и комфорт в группе. Атмосфера в группе важнее поставленной цели, движения вперед.

По легенде Древних кельтов, для достижения гармонии в каждой группе, а также в каждом человеке должны присутствовать все стороны света, хотя какая-то и преобладает. Это и представляет собой замкнутое кельтское колесо.

Члены группы разделяются на подгруппы по своей предрасположенности по сторонам света. Если человек колеблется, ему предлагают выбрать сторону света, к которой он относит себя в настоящий момент.*

Задача каждой стороны света:

  • Представить себя (назвать имя) и сторону света, сделать рекламу своих качеств.
  • Ответить на вопрос: зачем ей нужны остальные стороны света.
  • Предложить, как наилучшим образом организовать разделение обязанностей по сторонам света для решения общих задач.

Время на подготовку – 3 минуты

В конце y группы спрашивается, какая еще сторона света, кроме названной в них доминирует. Если в группе выпала какая-то сторона (чаще всего Запад), людям, назвавшим ее как вторую, предлагается выполнять ее функцию для решения проблем в группе.

*Если в группе не оказывается какой-то стороны света, то на выступлениях ее роль берет на себя ведущий, а внимание группы обращается на то, что из-за отсутствия этой стороны в группе возникают определенные проблемы.

Упражнение «5 фактов, которые нас объединяют» (10 минут)

Участники делятся на пары и составляют список из 5 фактов, которые их объединяют. После делятся на квартеты и выполняют то же действие. Далее вся группа делится на две подгруппы поровну - определяют 5 фактов. И вся группа выводит на флипчарт 5 фактов, которые их всех объединяют.

 

Работа в группах «Личные цели» (5 минут)

Участники делятся на 3 группы, задача каждой из которых – в течение 1 минуты выделить 3 самые приоритетные цели, которые преследуют школьники, включаясь в общественную деятельность. После все цели выписываются на флипчарт и проводится небольшое обсуждение, в ходе которого все участники должны согласится с получившимся списком.

“Как мы видим, начиная участвовать в общественной организации, в том числе РДШ, зачастую люди преследуют совершенно разные цели. При этом, вокруг любой команды есть некоторые внешние силы: другие ребята, администрация школы, внешние организации и др. Каждая из этих групп преследует разные цели, и это совершенно нормально, но при таком положении вещей нельзя говорить о высокоэффективной команде, ведь получается басня про щуку, лебедя и рака, которые тянут организацию, каждый в свою сторону.

В основе же эффективной команды должно лежать нечто объединяющее всех в единое целое, и это – миссия. Миссия РДШ – объединение всех ребят страны, создание возможностей для продвижения их инициатив на всех уровнях. От одной школы, до целой страны.

НАПРИМЕР (примеры)

 

А сейчас мы с вами попробуем сделать первый шаг к созданию\организации деятельности\совершенствованию (в зависимости от уровня развитости РДШ в местности или школе участников). Предлагаем вам попробовать метод взаимодействия.

 

Метод взаимодействия – одна из форм организации деятельности команды

Метод взаимодействия основан на четырех четко обозначенных ролях, каждая со своими полномочиями, которые вместе составляют целостную систему.

Все четыре роли одинаково важны.

ВЕДУЩИЙ. Помогает группе достичь намеченных результатов. Всегда остается нейтральным (делает замечания или предложения по содержанию встречи только после разрешения группы). Предотвращает забивание идей критикой. Создает безопасную и спокойную атмосферу для открытой дискуссии. Поддерживает максимальное участие всех участников группы. Направляет группы на путь к намеченной цели. Помогает летописцу. Находит человека, следящего за временем.

Контракт ведущего: «Я обязуюсь вести вашу встречу нейтрально, добавляя свои идеи только с вашего разрешения. Моя задача состоит в том, чтобы держать вас в русле пути к намеченной цели. Это ваша встреча, я здесь лишь для того, чтобы помочь вам».

ЛЕТОПИСЕЦ. Записывает все происходящее. Остается нейтральным (высказывает свои идеи только с разрешения группы). Использует сокращения и символы вместо целых слов. Использует разные цвета и не использует номера при записи идей.

Контракт писаря: «Я здесь для того, чтобы записать ход нашей встречи. Я обязуюсь быть нейтральным, добавляя свои идеи только с вашего разрешения. Если я ошибусь или что-либо пропущу, прошу вас сказать мне об этом».

ЧЛЕН ГРУППЫ. Высказывает идеи. Следит за правильностью записей летописца. Следует соглашениям. Остается открытым, не замыкается в себе. Способствует активному участию других членов группы. Придерживается поставленной задачи и не уходит в сторону. Берет на себя часть ответственности за принятие решений.

ЛИДЕР ГРУППЫ (ПРЕДСЕДАТЕЛЬ). Организует собрание. Находит ведущего. Вносит идеи. Ведет себя как член группы. Помогает ведущему следить за ходом собрания.

Участники определяют роли

1. ОТКРЫТИЕ Мозговой штурм на тему «Первые шаги РДШ в моей школе»

Цели: - открыть творческую энергию группы;

- сбор идей и информации;

Содержание:

* Летописцы вешают плакатную бумагу;

* Группа договаривается о времени штурма (не более 10 мин., потом можно добавить);

* Собирается и записывается максимум идей;

* Идеи не обсуждаются;

Начать можно со слов: «Сначала мы должны получить все наши идеи, не оценивая их и не обсуждая».

2. Прояснение

Цель: убедиться, что все участники понимают значение каждой идеи, перед тем, как просить группу принять решение и дать оценку идеям.

Содержание:

«В течение 5 минут посмотрите список идей. Какие из них нуждаются в прояснении? Теперь все понимают эти идеи?»

3. Сужение, объединение

Цель: устранить повторения.

Содержание:

С одобрения всей группы объединяются похожие идеи. «Можем ли мы объединить эти похожие по смыслу идеи? Согласны ли с этим авторы этих идей?»

4. Определение приоритетов

Цель: выбрать наиболее важные, по мнению группы, идеи.

Содержание:

Общее число идей делится на 3, чтобы получить число голосов на каждого члена группы. Например, если после объединения получился список из 18 идей, каждый член группы будет иметь при голосовании 6 голосов. Затем участники голосуют за наиболее понравившиеся им идеи, число голосов проставляется рядом с ними. Если идея не находит сторонников, она не вычеркивается, а отмечается нулем или оставляется без рейтинга. «Давайте попробуем классифицировать эти идеи. Перед нами 12 идей, значит каждый из нас проголосует за 4 наиболее понравившиеся идеи».

5. Закрытие. Отбор идей

Цель: отбросить, при всеобщем согласии альтернативы с меньшим приоритетом для упрощения выбора.

Содержание:

Группе предлагается определить "точку среза": расположив идеи по количеству полученных голосов, ищут такую, на которой можно остановиться и все следующие за ней исключить из рассмотрения. Имеет смысл ориентироваться на разницу между соседними идеями: например, если голоса распределились как 10,10,9,8,4,4,3, то точкой среза может стать идея с восемью голосами.

6. Выявление неприятия отобранных идей кем-либо из участников.

Цель: достичь абсолютного согласия всех участников группы по данным идеям.

Содержание:

«Есть ли у кого-то объективные причины не согласиться с отобранными идеями?»

Анализ итоговых предложений

 

Завершение.

Мы приблизились с вами к завершению нашей работы в группе. Мы познакомились, определились с нашими целями, спланировали первые шаги в своих школах. Но есть еще один важнейший элемент продуктивной работы: команда. Поэтому мы предлагаем вам пройти веревочный курс этой командой, ведь без слаженной работы команды невозможно достичь своих целей, невозможно создать организацию в школе.
Есть несколько важных условий:

1)    Все испытания вы проходите вместе

2)    Каждый помогает другому справиться с заданием, в том числе эмоционально

3)    Каждый следит за благополучием и безопасностью команды

4)    Каждый остается позитивен, ведь это не соревнование всех команд между собой, а испытание для каждой из команд.

5)    После прохождения каждого испытания команды выполняет свой ритуал (команда придумывает ритуал)

Станции располагаются ……….

У вас будет ……….. (время)

Ваше время начинается _______ Успехов!

Верёвочный курс

Все участники выходят на улицу в полном составе своей группы. Все группы собираются в одном месте(условно обозначенной точке “старта”). Далее участникам будет проведён краткий инструктаж.

 

Инструктаж:

Всем, ещё раз привет! Итак, вы уже попробовали командно работать, теперь мы закрепим, полученные, знания! Вам будет предложено пройти небольшой верёвочный курс, старайтесь не отставать от своих команд. Вы будете перемещаться от станции к станции, где Вам будет предложено пройти различные “испытания”. На каждой станции в Вашу карту вам будут выставлены баллы(максимальное количество баллов по каждому из критериев - 5). По итогу, прохождения Вами всех заданий будет выявлена команда-победитель  Готовы? Тогда мы начинаем!

 

Станции:

 

1)“Стульчики”(нужны стулья со спинками под количество детей)

Задача детей поставить стульчики на одну ножку, при этом держа стул одной рукой. Каждый из участников должен пройти круг, а стулья должны оставаться в том же положении

 

2)"Узелки".

Участники образуют круг и берутся за руки, причем руки одного человека должны быть сцеплены с руками разных людей. Задача: не расцепляя рук, распутать узел и образовать круг.

 

3) “Бревно".

Оборудование: любое бревно (дерево, лежащее на земле, гимнастическое бревно или скамейка). Команда выстраивается на бревне. Начиная с первого человека, команда переправляется на противоположный конец бревна. В результате должна получиться та же линия, в обратном порядке.

 

4)"Тролли".

Оборудование: тролли - небольшая дощечка, брусок или другой вспомогательный предмет.

Обозначить две параллельные линии, находящиеся на расстоянии не меньше трех метров друг от друга. Задача команды - переправиться от одной линии до другой, не касаясь земли, используя тролли.

 

5)"Паутина".

Оборудование: заранее сплетенная из веревок "паутина". Количество ячеек должно соответствовать количеству участников.

Задача состоит в том, чтобы переправиться всей командой через паутину с одной стороны на другую, не касаясь при этом ни одной ее части. Если вы касаетесь паутины, вся команда возвращается обратно и начинает упражнение снова. Если кто либо из вас переправился на другую сторону, то он не может вернуться, обойдя паутину, и помочь команде. Каждую ячейку можно использовать только один раз.

 

6)"Прогулка слепых"

 Вся группа встает "паровозиком", впереди встает ведущий. Все, кроме ведущего закрывают глаза и кладут руки на пояс впередистоящему. Все одновременно начинают двигаться. Дорогу видит лишь ведущий. Если впереди препятствие (около правой ноги), то ведущий хлопает сзади стоящего по правой ноге, тот перешагивает препятствие и хлопает по правой ноге сзади стоящего, аналогично с левой ногой. Если надо повернуть направо или налево, то ведущий ударяет по соответствующему боку сзади стоящего и поворачивает. Тот, в свою очередь, передает сигнал дальше назад.

 

7)"Магические квадраты"

 Перед группой начерчена на полу сетка из квадратов 10х10. У ведущего в руках лист бумаги с подобными квадратами, по которым проложен маршрут.

Вам дается 5 минут на обдумывание как выполнить задание. Вам всем необходимо построиться друг за другом и по очереди попробовать перейти с одной стороны квадрата на другую, обнаружив задуманный ведущим маршрут. Если вы делаете неверный

шаг, то звучит сигнал "бип", и вы должны вернуться. Наступает очередь пробовать пройти следующему участнику группы.

 

8)"Касания”

Группе в 15 человек необходимо преодолеть расстояние в 10 шагов, используя всего лишь 11 конечностей или точек опоры. Упражнение не заканчивается до тех пор, пока участники не выполнят задания.

 

❖     Для нескольких команд(эстафеты)

9) “Книга”

Группы, соревнуясь, между собой встают в колонну друг за другом. Каждой команде выдаётся книга(или несколько книг), задача участников пройти определённую дистанцию с книгой на голове, так чтобы не уронить ее(можно поставить на книгу пластиковый стакан с водой) побеждает, та команда, которая меньшее количество раз роняет книгу.

 

10) “Верёвка”

Группы участников встают в шеренгу друг напротив друга, участники команд переплетают руки в плечах, крайним в шеренге на ладонь ставится стакан с водой(держать/придерживать стакан нельзя). Задача участников пройти полосу препятствий(не расцепляя рук в плечах), разлив как можно меньше воды из стакана Побеждает та команда, которая разлила меньше воды

 

11) “Узлы”

Команды завязывают на веревке крепкие узлы, после чего отдают свою верёвку противоположной команде. Задача противоположной команды развязать узел соперника, при этом каждый из участников имеет право пользоваться только одной рукой(левой или правой на усмотрение ведущего), Побеждает команда, которая быстрее развязала узел соперника.

 

12) “ Пропасть”

На земле раскладывается веревка. Игроки  одной  команды  становятся  в  ряд  друг  к  другу  боком  и  берутся  за  руки.     Каждая   из  команд  приставным  шагом  двигается  напротив  к  друг  другу  по  веревке   с  противоположных  концов.    Самое   трудное -  разойтись   по   веревке  когда  команды  встречаются  лицом  к  лицу.   Команда,   игроки  которой  сошли  с  веревки,   считается  проигравшей.

Для  того,  чтобы   выиграть,  разрешается  сталкивать  игроков  противоположной  команды  с  веревки.

 

13) “Тростинка”

Выбирается тонкая длинная палка или камыш. Задача ребят поднять с земли эту палку над головами используя только один мизинец. Все участники команды должны быть задействованы(если хоть один убирает палец с палки, команда начинает сначала). Побеждает та команда, которая первая поднимет палку с земли.

 

14) “Неожиданная находка”

Поляна огораживается веревками. В этой зоне на разной высоте, на деревьях, земле расположены 10 предметов. Одному участнику завязывают глаза. Остальные участники, подавая команды голосом, помогают найти ему эти предметы. Команды проходят испытание одновременно на одной поляне. Побеждает та команда, которая быстрее соберет 10 предметов

 

15) “Ножки”(упражнение для ВСЕХ групп)

На условном “финише” все команды и ведущие становятся в круг, берясь за руки. Один из ведущих начинает игру, касаясь любой ногой ноги рядом стоящего участника. Тот в свою очередь касается той ногой, до которой докоснулись, ноги другого соседа, и так по кругу. Через 3 круга игра усложняется. Ведущий, который начинал игру, касается не рядом стоящего соседа, а человека напротив, тот в свою очередь, касается той ногой, до которой докоснулись, ноги другого напротив стоящего игрока.

Материалы для работы с младшими школьниками: https://cloud.mail.ru/public/3JAF/hzsQ29kAk