Исследование компетенций учителей

Исследование компетенций учителей проводится для совершенствования и развития системы общего образования в Российской Федерации. Результаты будут использованы для анализа текущего состояния системы образования в РФ и формирования программ ее развития.

Содействие повышению качества подготовки педагогов происходит путем создания научно-обоснованной системы комплексной оценки компетенций учителей.

  • Разработка модели исследования компетенций учителей русского языка, литературы и математики.
  • Разработка инструментария для проведения исследования компетенций учителей.
  • Подготовка и проведение процедур исследования компетенций учителей русского языка, литературы и математики.
  • Анализ и обсуждение результатов исследования компетенций учителей русского языка, литературы и математики.
  • Разработка рекомендаций по использованию результатов исследования компетенций учителей русского языка, литературы и математики.

Срок проведения исследования — октябрь 2018 года. 

Исследование проводится в целях создания и апробации инструментария для формирования национальной системы учительского роста и определения (уточнения) подходов к оценке компетенций учителей на основе единых федеральных оценочных материалов.

Участниками исследования являются учителя, преподающие по указанным предметам/предметным областям в общеобразовательных организациях. 

Сегодняшнее исследование уровня подготовки учителей школ - это продолжение работы, начатой еще в 2015 году по инициативе Рособрнадзора. В прошлом году была, например, проведена оценка компетенций учителей русского языка и математики. В ней приняли участие около 4,5 тыс. учителей из 13 регионов России. Сейчас испытания пройдут порядка 22 тысяч учителей из 67 субъектов Российской Федерации.

В Ростовской области в исследовании принимают участие почти 500 учителей из 125-и школ по основным школьным предметам: «Русский язык и литература», «Математика и информатика», «История», «Обществознание» и других. В результате можно будет определить уровень знаний педагогов по преподаваемому предмету, его истории и месту в мировой культуре и науке. Часть заданий поможет узнать как учитель владеет методикой преподавания, видами и приемами современных педагогических технологий.

В ходе исследования учителя будут выполнять специальные задания по материалам, разработанным на федеральном уровне. По технологии процедура очень похоже на ЕГЭ: задания скачиваются и распечатываются непосредственно перед началом работы, сама работа лимитирована по времени, затем - сбор, сканирование и загрузка на специальный портал в сети Интернет. Так что учителя, проходящие сегодня это исследование, в какой-то степени сами окажутся в статусе своих учеников, сдающих выпускной экзамен.

Наряду с заданиями в рамках исследования учителя отвечают на вопросы анкеты, часть которых направлена на выявление психолого-педагогических аспектов деятельности современного учителя.

Результаты таких исследований позволят проанализировать уровень профессиональных знаний и умений учителей, помогут создать и апробировать инструментарий для выстраивания системы повышения квалификации педагогов и, таким образом, совершенствовать качество школьного образования в стране.