Информация для родителей по оценочным процедурам

В настоящее время в Российской Федерации сформирована единая система оценки качества образования (ЕСОКО), которая позволяет вести мониторинг знаний учащихся на разных ступенях обучения в школе, оперативно выявлять и решать проблемы системы образования в разрезе предметов, школ и регионов.

Эта система полностью повторяется на региональном уровне – Региональная система оценки качества образования (РСОКО). Она дает возможность получить полное представление о качестве образования в Ростовской области, анализировать и учитывать влияние различных факторов на результаты работы школ.

Оценочные процедуры позволяют школам вести самодиагностику и выявлять имеющиеся проблемы, а родителям получать информацию о качестве знаний своих детей.

Система оценки качества школьного образования включает в себя ряд процедур:

-   Международные сопоставительные исследования качества образования (МСИ).

-   Единый государственный экзамен (ЕГЭ), который является обязательным для всех выпускников школ с 2009 года.

-   Государственная итоговая аттестация 9-х классов (ОГЭ).

-   Национальные исследования качества образования (НИКО).

-   Всероссийские проверочные работы (ВПР).

Что такое ВПР?

Всероссийские проверочные работы (ВПР) проводятся с 2015 года  по распоряжению Федеральной службы по надзору и контролю в сфере образования (Рособрнадзор) в рамках формирования единой системы оценки качества образования.

С 2016 года проведение Всероссийских проверочных работ стало регулярным. С каждым годом расширяется состав предметов и охват участников, классов.

Проведение ВПР позволяет оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС по завершении определенного этапа обучения.

Всероссийские проверочные работы не являются государственной итоговой аттестацией и представляют собой аналог годовых контрольных работ, традиционно проводившихся ранее в школах. По всей стране используются единые варианты контрольных измерительных материалов, разработанные на федеральном уровне.

 

Какие классы выполняют ВПР весной 2020 года?

4  классы (русский язык, математика, окружающий мир);

5  классы (русский язык, математика, биология, история);

6 классы (русский язык, математика, биология, география, история, обществознание);

7 классы (русский язык, математика, биология, география, физика, история, обществознание, иностранный язык);

8 классы (русский язык, математика, биология, география, физика, история, обществознание, химия);

11 классы (иностранный язык, история, биология, физика, химия, география).

Участие в ВПР учеников 4-х, 5-х, 6-х и 7-х классов является обязательным. Для восьмиклассников проверочные работы пройдут впервые. В 11 классах ВПР проводятся по решению школы для учащихся, которые не выбрали соответствующие предметы для сдачи в форме ЕГЭ.

 Кто разрабатывает задания для ВПР?

Задания разрабатываются специалистами Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный институт педагогических измерений». Образцы и описания проверочных работ для проведения ВПР в 2020 году можно посмотреть по ссылке:  https://fioco.ru/obraztsi_i_opisaniya_proverochnyh_rabot_2020 

 Как школы получают задания ВПР?

Информационное и технологическое сопровождение подготовки и проведения ВПР осуществляется на сайте Федеральной информационной системы оценки качества (ФИС ОКО) https://lk-fisoko.obrnadzor.gov.ru/.

Весной 2020 года школам впервые будут назначены не конкретные даты, а достаточно широкий временной интервал для проведения ВПР, то есть школы смогут сами формировать расписание с учетом школьных каникул и загруженности педагогов. Варианты проверочных работ для всех классов будут формироваться автоматически из банка заданий ВПР.

 Кто проверяет работы школьников?

Работы проверяются коллегиально учителями школ по единым критериям оценивания. Электронная форма сбора результатов размещается в личном кабинете школ и интегрируется в единую федеральную базу результатов. В систему передаются только коды участников, ФИО не указывают.

 На что влияют результаты ВПР?

Результаты ВПР не влияют на перевод в следующий класс и на получение аттестата о среднем общем образовании. Не рекомендуется учитывать результаты ВПР при выставлении годовых отметок по предметам.

Ежегодное проведение ВПР позволяет родителям получать объективную оценку подготовки своих детей и определять образовательную траекторию их дальнейшего развития.

 Для чего проводятся ВПР?

Проведение ВПР позволит:

- определить уровень знаний учащихся не только в рамках одной школы, но и провести сравнительный анализ качества знаний на муниципальном, региональном и федеральном уровне;

- обозначить индивидуальные образовательные траектории обучающихся, а также направления развития муниципальных и региональной систем образования;

- своевременно устранять пробелы в освоении знаний, которые выявляются при анализе результатов ОГЭ и ЕГЭ.

 С 2017 года в целях обеспечения открытости и прозрачности процедуры Всероссийских проверочных работ в общеобразовательных организациях присутствуют общественные наблюдатели из числа педагогических работников сторонних общеобразовательных организаций (учителя, библиотекари, воспитатели групп продленного дня, руководители кружков и др.), представителей родительской общественности, профессиональных сообществ, коллегиальных органов управления образования.

 Ссылки на основные источники:

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки – www.obrnadzor.gov.ru  

Федеральный институт оценки качества образования – https://fioco.ru/

Федеральный институт педагогических измерений - http://www.fipi.ru/

 Что нужно знать о ВПР 2020

C 2014 г. по инициативе Рособрнадзора в Российской Федерации начата реализация программы Национальных исследований качества образования (НИКО).

Основные цели:

  • развитие единого образовательного пространства в Российской Федерации;
  • содействие реализации поручений Президента Российской Федерации и программных документов Правительства Российской Федерации в части, касающейся качества образования;
  • совершенствование механизмов получения достоверной и содержательной информации о состоянии различных уровней и подсистем системы образования, в том числе с учетом введения ФГОС;
  • развитие информационно-аналитической и методологической базы для принятия управленческих решений по развитию системы образования в Российской Федерации;
  • содействие эффективному внедрению ФГОС;
  • содействие процессам стандартизации оценочных процедур в сфере образования.

Национальные исследования качества образования

 Программа НИКО состоит из отдельных проектов исследования качества образования по отдельным учебным предметам на конкретных уровнях образования. Определяя подходы к реализации национальных исследований, в концепции НИКО отмечается, что каждый из проектов предполагает определение собственного предмета исследования, целей и задач, соответствующих актуальным направлениям развития системы общего образования, и является отдельным исследованием в области оценки качества образования.

В рамках каждого проекта предусматривается проведение среди обучающихся в организациях общего образования диагностических работ по отдельным учебным предметам или группам учебных предметов, сбор широкого спектра контекстных данных, непосредственно характеризующих процесс обучения в образовательных организациях, а также анкетирование участников исследования (организаторов НИКО, учащихся, учителей предметников, директоров школ).

Мероприятия НИКО проводятся на репрезентативной выборке образовательных организаций по РФ.  Для каждого региона выборка не является репрезентативной (в среднем от 10 до 30 образовательных организаций от каждого участвующего в исследованиях субъекта Российской Федерации).

Каждый проект НИКО реализуется на основе единой для всех участников в субъектах Российской Федерации организационно-технологической схемы, определяемой спецификой этого проекта. В частности, могут применяться технологии, основанные на использовании машиночитаемых бланков ответов, а также технологии компьютерного тестирования.

Для реализации каждого проекта федеральным координатором составляется план-график его проведения с указанием мероприятий, сроков их проведения и ответственных.

Исследования проводятся анонимно, данные об участниках в рамках исследований собираются без привязки к персональным данным школьников (например: ФИО).

Диагностические работы выполняются участниками исследований в присутствии организаторов и независимых наблюдателей.

Результаты исследований могут быть использованы образовательными организациями, муниципальными и региональными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования, для анализа текущего состояния системы образования и формирования программ её развития.

Не предусмотрено использование результатов указанных исследований для оценки деятельности учителей, образовательных организаций, муниципальных и региональных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования.

 Участие общеобразовательных организаций Ростовской области

в проектах НИКО

Дата

Проект

Количество ОО

Октябрь 2014 г

Исследование качества математического образования в 5-7 классах

6

Апрель 2015 г

Исследование качества начального образования (4 класс)

12

Октябрь 2015 г

Исследование качества образования в области информационных технологий в 8 и 9 классах

18

Апрель 2016 г

Исследование качества образования в области истории и обществознания в 6 и 8 классах

21

Октябрь 2016 г

Исследование качества образования по иностранному языку в 5 и 8 классах

25

Апрель 2017 г

Исследование качества образования по ОБЖ в 6, 8 и 9 классах

54

Октябрь 2017 г

Исследование качества образования по биологии и химии в 10 классах

66

Апрель 2018 г

Исследование качества образования по литературе и МХК в 6 и 8 классах

22

Октябрь 2018 г

Исследование качества образования по географии в 7 и 10 классах

22

Апрель 2019 г

Исследование качества образования по физической культуре в 6 и 10 классах

9

 

Ссылки на основные источники:

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки – www.obrnadzor.gov.ru

Федеральный институт оценки качества образования – https://fioco.ru/ru/osoko/niko/

Национальные исследования качества образования – www.eduniko.ru

 

Подробнее

Международные мониторинговые сравнительные исследования качества образования были разработаны как инструмент, позволяющий выявить эффективность образовательных систем в разных странах и способствующий принятию решений и проведению реформ на основе полученных результатов.

Организацией международных мониторинговых сравнительных исследований качества образования занимаются две организации:

IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement) 
Международная ассоциация по оценке образовательных достижений

 

OECD (Organisation for Economic Cooperation and Development) 
Организация экономического сотрудничества и развития